23 января 2024
Константин Акатьев — воспитанник системы СКА, мастер спорта. Выступал за команды СКА-2, «СКА-1946», а в настоящее время является старшим тренером команды «Армия СКА» 2016 года рождения.

— Расскажите о вашем знакомстве с хоккеем и игровой карьере
— Мой дядя работал тренером в Альметьевске, я катался со старшими. В 7 лет попал в команду по возрасту. Играл вместе с Артемом Лукояновым («Ак Барс»), Василием Токрановым («Северсталь»). В возрасте 13 лет переехал в Петербург и перешел в систему СКА.
Выступал за команду «СКА-1946» в МХЛ, потом провел сезон в Казахстане. Немного поиграл в ВХЛ, но не стал продолжать игровую карьеру. Были переезды из команды в команду. Для себя я понимал, что либо нужно играть на высоком уровне, либо не мучать себя и хоккей. Не жалею, что закончил в 24 года.

c0b2f559-ecbf-4f1c-a734-1b555f4059fd.jpg

— Какие сезоны запомнились?
— Запомнился сезон в команде СКА-2. Многому научился у таких тренеров как Михаил Кравец, который сейчас является главным тренером «Авангарда», а также новый опыт получил в работе с канадско-итальянским тренером Айваном Занатта.

— Сразу ли после завершения игровой карьеры возникло желание заняться тренерской деятельностью?
— Около года я вообще не занимался хоккеем и работал совершенно в другой сфере. Потом поговорил с Сергеем Михайловичем Черкасом и начал тренерскую карьеру в петербургском «Динамо». Стал помощником в команде 2002 года, уже взрослые ребята. Среди них был Василий Атанасов, который сейчас является одним из лидеров в КХЛ.
Когда открылся «Хоккейный город», в новой школе «Армия СКА» по приглашению Ильи Анатольевича Горбушина стал помощником команды набора, а затем и старшим тренером. С ребятами 2012 г. р. работал с 6 до 11 лет, классные парни выросли.

С каким возрастом вам комфортнее — со старшими или младшими хоккеистами?
— Я знаю, чего я хочу и что могу дать детям. Поэтому готов работать с ребятами и младших возрастов, и старших. Хотел бы пройти весь путь с детьми от набора до выпуска, а потом идти с ними дальше. Сейчас снова есть такая возможность — с командой 2016 г. р.

Хотели бы поработать со взрослыми профессиональными командами?
— Хочется расти и развиваться. Конечно, есть желание попробовать себя в молодежных и взрослых командах. Это совсем другой опыт.

— Насколько выросла конкуренция и как изменился хоккей в Петербурге?
— В Санкт-Петербурге хоккей стал намного сильнее с тех времен, когда я сам еще играл. Раньше мы соревновались по Северо-Западу только с «Северсталью». Сейчас много школ, много команд. Да и сами дети изменились. Появились классные спортивные комплексы, много возможностей для развития, родители тоже этим горят.
В «Хоккейном городе» созданы лучшие условия в Петербурге. Две арены, универсальные площадки, тренажеры. На новой арене на Крестовском проспекте, где базируется наша команда 2016 г. р., также есть все необходимое. Ребенку остается только прийти и заниматься.

— А нужны ли детям подкатки и дополнительные индивидуальные занятия?
— В зависимости от возраста и загруженности, а также от условий, в которых находится ребенок. Если в школе стабильное расписание, тренировки на льду и в зале, то дополнительно уже идти на подкатки неправильно. Если мало льда, то это может быть эффективно. Перетренированность не приведет к чему-то хорошему, нужна планомерная работа и развитие. Паузы для отдыха и восстановления все равно нужны. Например, летний период. Это не значит, что два месяца можно лежать на диване и ничего не делать. Можно пробовать новые виды спорта, поддерживать физическую форму, соблюдать режим.
Индивидуальные тренировки необходимы в более взрослом возрасте, чтобы специалисты поработали отдельно с игроками по амплуа. Такие занятия сейчас проходят для воспитанников Академии СКА.

— На что опираетесь в процессе обучения?
— В школе мы опираемся на Национальную программу подготовки хоккеистов «Красная Машина». Также дополнительно смотрю разные видео, изучаю разные методики и программы. С тренерами обсуждаем важные моменты в развитии на том или ином этапе, делимся опытом и советами.
Все зависит от возраста. Например, в работе с самыми маленькими, главное – привить любовь к хоккею, к спорту. Юные хоккеисты формируются за счет подвижных игр, изучения базовых навыков. Важно развивать не только силу, но и игровое мышление. Играть по шаблону неинтересно.

c7b718a7f8165d819b709d6f080238e1.jpg

— Сейчас у детей много отвлекающих факторов в виде гаджетов и др. Обращаете ли на это внимание?
— Это совместная работа тренеров и родителей. Я стараюсь строить процесс так, чтобы мы были на одной волне. Если это сборы или выездные турниры, то всегда собираю телефоны, ограничиваю время игр. По учебе я проверяю дневники, замечаю, когда ребенок себя как-то не так ведет. Если есть проблемы с школой, то на тренировки не пускаю, пока не исправит оценки или поведение. Это очень хорошо влияет на ребят. Они учатся ответственно относиться ко всем аспектам в жизни.

— Какими качествами должен обладать детский тренер по хоккею?
— Безусловно, он должен любить детей. Всегда ставить цели и задачи. Тренер должен быть коммуникабельным, оперативно решать вопросы с детьми, родителями и руководством школы.

dd669e50-ff40-436f-803e-72742fa44d27.jpg

Хороший тренер — это какой?
— Он умеет объяснить, поддержать, мотивировать. В каких-то моментах быть строгим, в каких-то лояльным. Нужно быть примером для детей. Быть вежливым и внимательным. Мы воспитываем не только хоккеистов, а именно хороших людей.

— А вы можете назвать себя хорошим тренером?
— Мне сложно о себе судить. Ездил за город и нашел открытую хоккейную площадку, куда отправились с друзьями и сыном в экипировке и с клюшками. Один из друзей сказал, что я объяснял упражнения так, что даже ему все понятно, хотя он к хоккею никакого отношения не имеет.

— Нужен ли талант в хоккее или это миф?
— Таланты встречаются, но даются немногим. Задача тренера – его увидеть и развить. Но и самому ребенку важно не загубить его в себе. Чем больше талант, тем больше нужно работать. Нельзя останавливаться. Если бы все таланты над собой работали, то, наверное, великих хоккеистов было бы больше.

— Всегда выигрывать или просто играть в удовольствие?
— Конечно, всегда хочется побеждать. Но поражения дают многое увидеть и осознать, как тренерам, так и детям. Проигрывать надо тоже уметь, чтобы стать сильнее. Без поражений не будет побед.

Играете ли сами сейчас в хоккей?
— Участвую в соревнованиях любительской лиги. Зимой выступаем с командой на международном турнире, куда всегда стараюсь привезти воспитанников. Для ребят это как урок, они с интересом наблюдают за игрой и поддерживают меня.

bcd5b0b7-16cc-45b9-8365-42ebac487570.jpg
                  Константин с сыном 

— Что самое трудное и самое любимое в работе?
— Самое трудное, когда дети покидают команду по разным причинам. Мы всегда вкладываем в них всю душу, знания и переживаем за них.
Самое любимое — видеть довольных детей после тренировок. Когда тренировочный процесс отражается в официальных матчах и получается то, над чем работали, что ведет к положительным результатам.